Итак, перед нами самый известный триллер Альфреда Хичкока. Фильм, который признается критиками в качестве «эталона» жанра, который изучают в киношколах, который стал почти синонимом термина suspence. Но позвольте, он же был снят 45 лет назад! Он же черно-белый! Там, о, ужас, монофонический звук! Однако, это далеко не все, что есть в Psycho. Там есть намного больше, просто это не описывается привычными терминами «сюжетный ход», «хорошо исполненная роль» и т.п. Фильм этот, как мне кажется, демонстрирует в чистом виде умение режиссера добиваться своего (нагнетания напряжения, ужаса) внешне минимальными средствами. Потому, наверное, и считается «эталоном» среди теоретиков кино. Там никого не пилят бензопилой, не съедает заживо злобная мумия, а если и убивают, то, по современным меркам, совершенно бескровно. Но тем не менее внимание зрителя приковано к экрану.
Хичкок создает напряжение в фильме небольшими «толчками», во внешне совершенно безобидных сценах. Ну, казалось бы, что такого в том, что девушка увидела из окна автомобиля своего босса, что такого в том, что у нее потребовал (и без всяких последствий) документы полицейский. Но каждый из этих «эпизодиков» чуточку цепляет, и постепенно обнаруживаешь, что уже сам начинаешь нервничать вместе с обаятельной Мэрион Крейн. Даже такой пустяк, как езда по шоссе с заливающим стекло дождем, и то становится чем-то страшноватым. И напряжение растет потихоньку, очень медленно, но не отпускает. На этом фоне очень хорошо смотрится игра главных героев. Дженет Ли (Мэрион Крейн) просто великолепна и заслужила свою номинацию на Оскар. Несколько обидно то, что выдвинули ее как актрису второго плана, и что этот термин «второго плана» прилип к ней и продолжает встречаться в обзорах. Хотя, без сомнения, она именно leading lady. У Энтони Перкинса вышел потрясающий маньяк-психопат, сыгранный, как говорят, «скупыми мазками», но необыкновенно выразительно. Да и остальные действующие лица сыграны неплохо.
Так что ответ на вопрос: «а можно ли это смотреть сейчас» - да, можно. Может быть, по прошествии полувека он пугает уже немного не так, но смотреть его, безусловно, интересно, и свое место №25 в списке 250 лучших фильмов всех времен IMDB и №1 в списке 100 лучших американских триллеров от AFI он занимает по праву.